Проблема информационной безопасности особенно актуальна для современного мира. Утечка конфиденциальной информации, несанкционированная остановка производственного цикла способно нанести огромный вред предприятию. Для защиты информации, обеспечения беспрерывности выполнения бизнес-процессов требуется грамотно выстроенный механизм.
Внедрению системы информационной безопасности (ИБ) следует уделить пристальное внимание. Она необходима молодым компаниям, начинающим развивать бизнес и предприятиям, давно работающим на рынке. Зачастую предприятия с опытом нуждаются в модернизации существующей системы ИБ, утратившей актуальность.
Особенности системы ИБ
Лишь комплекс мероприятий, направленных на защиту информации помогут сделать механизм эффективным. Система должна быть доступна:
- Строго в определенном виде, месте, времени;
- Конкретному узкому кругу лиц.
В современном виде она включает:
- Аппаратуру (компьютеры, ноутбуки, линии связи, периферийные устройства);
- Программное обеспечение;
- Хранящиеся данные;
- Пользователей, обслуживающий персонал.
Эффективное внедрение системы информационной безопасности возможно лишь при соблюдении законов, инструкций, правил, профессионализме службы безопасности, ответственности руководителей компании, персонала.
Существуют следующие уровни защиты информации:
- Программно-технический, включает механизмы безопасности: экранирование, управление доступом, идентификацию и проверку подлинности пользователей, протоколирование и аудит, криптографию;
- Процедурный, включает меры безопасности, реализуемые людьми: управление персоналом, физическую защиту, реагирование на нарушения, поддержание работоспособности. Предприятия должны утверждать, отрабатывать на практике необходимые действия персонала;
- Административный, включает меры, принятые руководством компании для реализации политики безопасности: решения администрации, направленные на защиту информации, ресурсов.
- Законодательный, включает меры законодательного уровня, создание негативного отношения к нарушениям в данной сфере.
Как построить эффективную систему ИБ
Чтобы внедрить эффективную систему, необходимо:
- В основу выбора технических подсистем положить анализ рисков, включающий возможный ущерб;
- Создать эффективный механизм управления;
- Применять принципы, проверенные практикой.
Выстраивая новую или модернизируя существующую систему, необходимо:
- Провести полную диагностику для оценки уязвимости, выявления угроз. Она включает:
- Диагностику;
- Описание бизнес-процессов, IT-ресурсов, сервисов;
- Проведение анализов, тестов, позволяющих выявить угрозы, уязвимости (GAP-анализ, тесты на проникновение);
- Проведение анализа выявленных рисков.
- Спроектировать систему:
- Разработать концепцию, включая политику, процедуры, моделирование злоумышленника;
- Разработать модели (дизайн, архитектуру);
- Составить документацию, техническое проектирование, экономическое обновление;
- Провести тестирование (сборку стенда).
- Внедрить:
- Приобрести, инсталлировать, настроить технические компоненты, обучить пользователей работе;
- Ввести в эксплуатацию.
- Сопровождать и обслуживать.
Столь важным процессом должны заниматься профессионалы, обладающие соответствующим опытом работы.